Расписание показов

3 сентября
20:00

Тело Христово

Режиссёр Ян Комаса

Драма

Польша / 2019

4 сентября
20:00

Последняя гора

Режиссёр Дариуш Залуский

Документальный фильм

Польша / 2019

5 сентября
20:00

Передряги

Режиссёр Марта Карвовска

Семейный фильм

Польша / 2017

6 сентября
20:00

Защитные цвета

Режиссёр Кшиштоф Занусси

Драма

Польша / 1976

Фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами

Просмотр доступен бесплатно и только на территории России

В расписании указано московское время

О фестивале

Дорогие друзья!

В шестой раз лучшее польское кино приходит на берега Невы в виде ежегодного Фестиваля кино Польши в Санкт-Петербурге. Правда, в этом году наш киносмотр впервые в истории киноклуба пройдёт в вынужденном новом формата — онлайн. К сожалению, последствия пандемии COVID-19 оказались настолько мощными, что кинотеатры в Петербурге до сих пор не открылись, а показы в привычном формате для большого числа зрителей в этом году не представляются возможными. В итоге мы открываем 7-й сезон Киноклуба «Синемафия» в цифровом формате и при поддержке Польского института в Санкт-Петербурге покажем вам разное польское кино онлайн. Как всегда, мы подобрали для вас разнообразную программу, которая включает 4 необычных фильма из Польши: это и номинант на «Оскар» от Польши — социальная драма «Тело Христово», которую лично я считаю главным кинособытием в польском национальном кинематографе за последние 5 лет, и документальный альпинистский блокбастер «Последняя гора», и детский кинохит «Передряги», а также традиционный элемент нашей ежегодной программы — польская киноклассика, на это раз мы вспоминаем великого Кшиштофа Занусси и продолжаем поздравлять его с минувшим 80-летним юбилеем показом его киношедевра — трагикомедии «Защитные цвета» 1976 года.

Я искренне надеюсь, что наш возрождённый и 6-й по счёту Фестиваль кино Польши в Санкт-Петербурге вновь соберёт огромную аудиторию, а с помощью показов онлайн она станет ещё больше. Онлайн-формат позволит присоединиться к фестивалю жителям других регионов России — в первую очередь для того, чтобы рассказать всем киноманам и о фестивале, и о польском кинематографе. Новый формат также позволит зрителю не только открыть для себя польский кинематограф, но и ближе познакомиться с самой Польшей и с поляками. Именно с помощью кино проявляется богатый ландшафт страны и её жителей. Как в калейдоскопе, в фильмах переплетаются смешные и грустные чувства, увлекательные и ужасающие, мистические и исторические моменты, саркастические и лишённые иронии, иногда пропитанные успехом, иногда болезненным поражением истории.

Приятного онлайн-кинопросмотра, и надеюсь скоро увидеться с вами оффлайн в кинотеатре, как обычно!

Программный директор Киноклуба «Синемафия»
Андрей Смирнов

Польский институт в Санкт-Петербурге в очередной раз приглашает зрителей Северной столицы на встречу с польским кино. В этом году наше мероприятие будет не таким, как обычно. По причине пандемии оно пройдет в онлайн-формате, также в этом году мы покажем меньше киноновинок.

Тем не менее, мы начинаем мощным аккордом. Фестиваль открывает самый громкий фильм прошлого года — «Тело Христово» в постановке Яна Комасы, осыпанный десятками польских и зарубежных премий, в том числе на фестивалях в Венеции и Гдыне, номинированный на премию «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке». Это камерная драма о вере, поиске смысла, ценностях — очень польская и одновременно универсальная.

Следующий — документальный — фильм «Последняя гора» в постановке альпиниста, покорителя пяти восьмитысячников Дариуша Залуского, также вышел в 2019 году. Фильм отличается прекрасной операторской работой и рассказывает о группе скалолазов, которые в крайне тяжелых условиях пытаются совершить историческое зимнее восхождение на гору Чогори, в то время как на расположенной неподалеку Нангапарбат разыгрывается драма, завершающаяся смертью одного из участников экспедиции. Одним из героев фильма является российский альпинист Денис Урубко.

Кое-что мы приготовили и для младшего поколения зрителей. «Передряги» Марты Карвовской, вышедшие в 2017 году, — это фильм для всей семьи, рассказ о каникулах, полных приключений, погонь, комичных сюжетных поворотов, основанный на варшавской легенде об утерянном рисунке Пикассо.

В завершение — важное напоминание. Фильм любимого и ценимого российскими зрителями выдающегося режиссера и сценариста, публициста и философа Кшиштофа Занусси, который в прошлом году отметил свой 80-й день рождения. Мы показываем «Защитные цвета» (1976) — прекрасное этическое и психологическое исследование, необыкновенно актуальное и вневременное.

Я сердечно приглашаю вас к просмотру этих фильмов. Желая нашим зрителям ярких впечатлений и эмоций, я надеюсь, что уже скоро мы встретимся вживую в кинозале и наверстаем упущенное.

Директор Польского института в Санкт-Петербурге
Эва Зюлковска

О фильмах

Тело Христово

Boże Ciało

Польша / 2019 год / 115 минут

Режиссёр: Ян Комаса

Продюсеры: Leszek Bodzak, Aneta Hickinbotham

Автор сценария: Mateusz Pacewicz

Оператор: Piotr Sobociński jr

В ролях: Bartosz Bielenia, Aleksandra Konieczna, Eliza Rycembel, Tomasz Ziętek, Barbara Kurzaj, Leszek Lichota, Zdzisław Wardejn, Łukasz Simlat

Производство: Aurum Film

20-летний Даниэль, переживший в тюремном заключении духовное перерождение, мечтает посвятить себя служению богу, однако судимость за плечами этому препятствует. Воспользовавшись случаем, он выдаёт себя за выпускника семинарии и занимает место заболевшего пастора в приходе небольшого провинциального городка. Зачастую импровизируя и замещая недостаток знаний в литургии искренностью и неподдельной страстью, он невольно становится центром притяжения и умиротворения для местной паствы, расколотой и разобщённой вследствие недавней трагедии. Но ни одно доброе дело не остается безнаказанным...

«Тело Христово» молодого польского кинорежиссёра Яна Комасы — без преувеличения, лучший польский фильм 2019 года, ставший не просто настоящим кинособытием в национальном прокате, но и мировой киносенсацией. Роль молодого псевдо-священника прекрасно исполняет Бартош Беленя, который считается одним из лучших актёров молодого поколения современного польского кино. «Тело Христово» — это чрезвычайно оригинальный проект в польском и европейском кинематографе, смелая постановка, затрагивающая темы табу, проблемы социального разделения и сложной духовности молодёжи.

Российские кинокритики назвали «Тело Христово» «маленьким „Левиафаном“ польского розлива». Это кино уникальное, бережное и трагикомичное, где на крошечной земле в пару гектаров раскидывается вся Польша и шире — Восточная Европа с её родовыми проблемами. Польшу можно заменить на Венгрию, Украину, Литву или Россию — и всё останется на своих местах. Молодёжная неприкаянность и проистекающие из неё преступность и наркомания, двуличие взрослых и алчность местных предпринимателей, показная богобоязненность, не мешающая треснуть ребёнка по попе, когда он не слушается, — шагами главного героя в новом приходе мы постигаем заколдованное пространство из вселенной Алексея Балабанова, Алана Кларка или «Лица» Малголжаты Шумовской.

Мировая премьера фильма состоялась 2 сентября 2019 года в секции «Дни Венеции» на 76-м Международном Венецианском кинофестивале. В свою очередь, польская премьера картины состоялась 11 октября 2019 года. Фильм также был квалифицирован для секции современного мирового кино на 44-м Международном Кинофестивале в Торонто. Драма «Тело Христово» была выдвинута от Польши в номинацию «лучший иностранный фильм» на 92-ю премию Американской киноакадемии — в итоге фильм попал в шорт-лист в своей категории.

Последняя гора

Ostatnia góra

Документальный фильм

Польша / 2019 год / 83 минуты

Режиссёр: Дариуш Залуский

Продюсеры: Dariusz Załuski, Rafał Wiśniewski, Piotr Pustelnik, Anna Milewska

Авторы сценария: Dariusz Załuski, Anna Filipow

Оператор: Dariusz Załuski и др.

Производство: Narodowe Centrum Kultury

Документальные фильмы, посвящённые покорению вершин, могли бы стать отдельным жанром кино, потому что они сочетают в себе не только лучшие черты научно-популярного жанра, но и боевика. Именно такое впечатление создаётся во время просмотра «Последней горы» Дариуша Залуского — чистокровного триллера, рассказывающего о силе человеческого духа и решимости, выходящей за пределы здравого смысла.

Это история польской национальной экспедиции на К2, или горную вершину Чогори в горной системе Каракорум к северо-западу от Гималаев, состоявшейся на рубеже 2017 и 2018 годов, целью которой было покорение второй по высоте вершины в мире. Группа из десятка или около того альпинистов пытается совершить историческое зимнее восхождение на восьмитысячник. В чрезвычайно сложных условиях последующие команды усиленно готовят путь, подвешивая верёвки и добираясь до следующих лагерей. Эта экспедиция прерывается трагедией, происходящей на близлежащей вершине Нанга Парбат. В результате смелого действия Адаму Белецкому и Денису Урубко удаётся спасти Элизабет Револь. Её партнер Томаш Мацкевич навсегда останется под Нанга Парбат...

У Залуского горы изображены как отдельный персонаж — это мифическая, почти божественная сила, которая зазывает, а иногда и навсегда оставляет в своих сонных объятиях. Киноязык чествует эту силу, опасно приближается к её пасти, ведь это запись, составленная из материалов тех, кто неоднократно пытался обуздать эту силу с разным результатом. Восхождение на Чогори является технически намного более сложным, чем восхождение на высочайшую вершину планеты Эверест. До середины 2008 года на вершине Чогори побывало 284 человека, 66 погибли при попытке восхождения. К тому времени на Эверест поднялись 3684 человека. По опасности гора занимает второе место среди восьмитысячников после Аннапурны, коэффициент смертности составляет 23% на 367 попыток восхождения по данным на июнь 2018 года. Ни одна из попыток восхождения на Чогори зимой не увенчалась успехом.

Самое массовое восхождение на вершину за всю историю её покорения состоялось 22–23 июля 2018 года, когда в условиях идеальной погоды на вершину поднялись 63 альпиниста, из которых один погиб, став 85-й жертвой горы. 22 июля 2018 года польский альпинист Анджей Баргель стал первым в мире, спустившимся с вершины К2 на горных лыжах.

Передряги

Tarapaty

Польша / 2017 год / 83 минуты

Режиссёр: Марта Карвовска

Продюсеры: Tomasz Morawski, Agnieszka Dziedzic

Автор сценария: Marta Karwowska

Оператор: Kacper Fertacz

В ролях: Hanna Hryniewicka, Jakub Janota-Bzowski, Joanna Szczepkowska, Roma Gąsiorowska, Piotr Głowacki, Jadwiga Jankowska-Cieślak, Maria Maj, Krzysztof Stroiński

Производство: Haka Films, Koi Studio

Дружба — не такое уж простое дело, и Юлька это хорошо знает. Ей 12 лет, она учится в интернате, у неё никогда не было настоящего друга. Каникулы начинаются, а вместе с ними и проблемы. Юлька вместо того, чтобы с родителями улететь в Канаду, уезжает к тёте в Варшаву. Олек живёт в том же многоквартирном доме. Приключение начинается, когда дети получают план сокровищ. На пути решения головоломки стоят воровская банда, няня — заядлый курильщик и подозрительный сладкоежка. Никто не является тем, за кого они себя выдают, и гонка со временем продолжается. Чтобы выйти из этой истории живой, Юльке нужно преодолеть недоверие и осмелиться подружиться.

«Передряги» — один из лучших польских детских фильмов для семейного просмотра 2017 года. Режиссёр и сценарист Марта Карвовска получила лестные отзывы кинокритиков за то, что смогла возродить классические традиции польского кино для детей и подростков. Лента также стала хитом в национальном польском кинопрокате среди детской аудитории, за что получила заслуженное продолжение — в 2020 году в польских кинотеатрах появился сиквел — «Передряги 2».

Защитные цвета

Barwy ochronne

Польша / 1976 год / 96 минут

Режиссёр: Кшиштоф Занусси

Продюсер: Tadeusz Drewno

Автор сценария: Krzysztof Zanussi

Оператор: Edward Kłosiński

В ролях: Piotr Garlicki, Zbigniew Zapasiewicz, Christine Paul, Mariusz Dmochowski, Wojciech Alaborski

Производство: Zespół Filmowy Tor

В летнем лагере студенты не только отдыхают, но и продолжают учиться. Юный педагог Ярослав — идеалист, полный романтических устремлений. Его старший коллега Якуб — прагматик, пропагандирующий теорию «защитных цветов», согласно которой человеку необходимо постоянно приспосабливаться к обстоятельствам. За конфликтом двух педагогов пристально наблюдают и преподаватели, и студенты. Впрочем, некоторых из них роль пассивных наблюдателей не устраивает.

«Защитные цвета» Кшиштофа Занусси — один из важнейших фильмов так называемого «кино морального беспокойства», поднимающий тему конформизма польской интеллигенции. Премьера фильма возбудила весьма горячие и эмоциональные реакции. Занусси прекрасно удалось установить контакт с польским зрителем, затронуть его опасения, часто скрываемые, либо не до конца понимаемые. Картина назвала по имени то, что во второй половине 70-х занимало умы всё большего количества поляков. Создавая портрет деморализованного, пожираемого цинизмом, сообщества учёных, Занусси одновременно давал понять, что этот портрет можно понимать и как метафору общества в целом. Общества, в котором честные и самоценные индивидуальности жестоко уничтожаются бессовестной, не разбирающей средств, серостью. Единственным путём какого-либо развития стало прислуживание, принадлежность к клану. Такие понятия, как талант, трудолюбие и справедливость теряют всякий смысл. Фильм «Защитные цвета» содержит достаточно острую для своего времени социальную сатиру: конкурс студенческих работ, где первенство определяется на основе конъюнктурных критериев; проректор, присвоивший себе результаты научных исследований своего подчинённого; торжество бюрократии и так далее.

Фильм победил на Польском национальном киносмотре в Гдыне (1977) в номинациях «лучший актёр» (Збигнев Запасевич) и «лучший сценарий» (Кшиштоф Занусси). Кшиштоф Занусси по итогам года получил награду «Золотой Лев» (главный приз Польской киноакадемии).

Организаторы фестиваля

Польский институт в Санкт-Петербурге

Андрей Смирнов
телеведущий, программный директор Киноклуба «Синемафия»

Пётр Зайцев
продюсер Киноклуба «Синемафия»

Ольга Белик
PR-директор Киноклуба «Синемафия»

Вы можете написать нам по адресу электронной почты film.society@cinemafia.ru